Один из удивительных и выдающихся архитектурных памятников 19 века – это Триумфальная арка в Барселоне. Каждый турист, побывавший в этом крупном городе Испании, не проходит мимо величественной монументальной конструкции.
История
Триумфальная арка в Барселоне была возведена в 1888 году Жузепом Виласека, который преподавал в Барселонской Школе Архитектуры. Строительство конструкции было приурочено к открытию Всемирной выставки. Барселона готовилась принять свыше миллиона гостей из 27 стран мира. Власти города вложили немало ресурсов для преобразования центра города. Виласеке была поставлена цель создать помпезную арку с особенным интерьером, чтобы она выгодно отличалась от уже построенных аналогов в других городах.
К слову, Триумфальная арка в Барселоне – единственный памятник в виде арки, построенный не в честь полководцев, императоров или завоеваний. А именно такая символика у подобных конструкций в Париже, Риме, Санкт-Петербурге и Мадриде.
Экономическое развитие, гостеприимство, культурное богатство города и всей Испании – все это должен был символизировать величественный монумент. Жузеп Виласека выбрал интересный архитектурный дизайн в неомавританском стиле. В нем изящно сочетались приемы испанского, португальского, исламского зодчества и мавританские элементы.
Описание
Триумфальная арка в Барселоне состоит из красного кирпича, что по тем временам было нестандартным выбором, ведь большинство подобных сооружений возводилось из камня серых и бежевых оттенков. Красный же цвет придает арке ореол торжественности.
Исторический памятник расположен на пересечении бульвара Пасе-де-Льюис Компаньос с бульваром Пасе-де-Сан Жоан. Высота арки 30 м, а ширина 28 м. В верхней части по центру располагается испанский герб. Его геркулесовы столбы (символ Гибралтарского пролива) держат два льва. Ниже на арочных дугах с обеих сторон фасада – гербы разных провинций Испании, в их числе и Каталония. Четыре колонны арки украшают фигуры ангелов и шатровые башенки с коронами.
Чтобы придать монументу особый шарм и величие, создатель украсил его барельефами и скульптурами. Для приветствия гостей по направлению к парку Цитадель на фасаде памятника в сторону бульвара де-Сан Хуан есть скульптурная группа «Барселона приветствует нации». Архитектор композиции – Жузепе Рейне-и-Гурги. Изображена она в образе мужчины на троне. На его груди расположен старинный герб города. Справа от него изображена богиня Кибела – мать богов, а слева со щитом в руках – Афина Паллада – богиня войны, культуры и искусства.
Когда же посетители уходят из парка Цитадель и проходят через арку с другой стороны их взору доступна другая скульптурная группа – «Вознаграждение». Ее автор – архитектор Жузепе Лимон-и-Бругер. На композиции изображена сцена вручения наград посетителям выставки. Здесь же присутствует и символ Барселоны в образе женской фигуры среди мифологических героев. А выше находится герб Испании, который держат два льва.
На левой стороне арки если смотреть со стороны входа в парк Цитадель находится композиция «Наука и искусство» в виде скульптуры бога красоты и поэтического творчества Аполлона. У него в правой руке горит огонь как символ прогресса. Женщина с художественной палитрой в руках выражает искусство. Автор композиции – Торкато Тассо.
С правой стороны арки изображены скульптуры, отображающие экономические отрасли и стороны жизни государства. Бог Меркурий олицетворяет торговлю, зубчатое колесо – промышленность, а фигура Афины с оливковой ветвью в руке и Цецеры, тянущейся вниз к земле за виноградом – мир и плодородие. Рядом расположена неизвестная женщина с едой на подносе: она символизирует сельское хозяйство. Всю композицию придумал Антони Виланова.
Со всех сторон арки под капителями (венчающие части колонн) нанесены 12 скульптур (фам) крылатых женщин. Фамы – это божества молвы, о чем недвусмысленно говорит дудка в руках у женщин. Они соединяют в одну цепь передние и боковые фризы. Из 12 фам 6 выполнены с лавровыми венками в руках. Это олицетворяет мировую добрую славу Барселоны. Авторы такой задумки – Мануэл Фуша-и-Леаля и Пере Карбонель-и-Угета.
Как добраться
До известного монумента можно дойти пешком от площади Барселоны: расстояние составляет всего 1,2 км. При выборе общественного транспорта есть три варианта:
- Поезд. Cначала необходимо добраться поездом R2 от аэропорта Барселоны до железнодорожного вокзала Сантс Эстасьо и далее поездом R4 до станции Арк де Триумф. По времени весь путь займет около 30 минут не считая ожидание поездов.
- Метро. Маршрут также включает в себя одну пересадку: от аэропорта Т2 следует ехать на поезде L9s до станции Торраса и потом на поезде L1 до станции Арк де Триумф. Путь займет около 35 минут не считая ожидание поездов. От конечной станции остается еще пройти пешком примерно 5 минут по Авеню де Вилланова.
- Автобус. На этом виде транспорта есть два варианта добраться до Триумфальной арки. От аэропорта Т2 нужно сесть на автобус до Барселона Сити и выйти на остановке Пласа Каталунья (это займет около 25 минут) и далее пешком от площади Каталонии. Второй маршрут: от аэропорта Т2 на автобусе №2 ехать до остановки Эстасьо дель Норд (примерно 1 час) и до арки останется пройти 250 м.
Рядом с Триумфальной аркой находятся автобусные остановки Арк де Триумф и Пасе-де-Льюис Компаньос. На них останавливаются городские автобусы №19, 39, 40, 41, 42, 51, 55.
Кроме того, из любой части Барселоны до памятника можно добраться на такси. Самый дешевый вариант – это нанять автомобиль на стоянке. А вот вызов такси по телефону или поездка в машине, пойманной на улице, обойдется дороже.
Интересные факты
Триумфальная арка неспроста считается одной из главных достопримечательностей столицы Каталонии и всей Испании. Помимо богатства декора, внешней красоты и монументальности, про памятник известно несколько интересных фактов:
1) В 19 веке архитектурный стиль модерн и его разновидность неомавританский (другое его название «неомудехар») не были популярны в Испании. Однако все изменилось после того, как этим стилем заинтересовался архитектор с мировым именем Антонио Гауди. Интересно также что он учился в Барселонской Школе Архитектуры, а его учитель – Жузеп Виласека – создатель Триумфальной арки. Сам Гауди создал первые свои работы «Вилла Каприз» и «Дом Висенс» также в неомавританском стиле. Однако эти памятники были возведены раньше 1888 года, поэтому трудно однозначно сказать кто на кого больше оказал влияние: учитель на ученика или наоборот.
2) Кирпич в Барселоне не очень котировался как строительный материал и долгое время считался «камнем для бедных». Аристократы если и использовали его при возведении своих домов, то старались замаскировать строение штукатуркой, чтобы создать видимость каменных блоков. Но благодаря усилиям архитекторов-модернистов кирпич со временем обрел популярность.
3) Под памятником не всегда была пешеходная зона. Когда-то под величественным монументов проходила автомагистраль. Однако пешеходы, которые традиционно «имеют в Барселоне вес», смогли убедить власти чтобы пространство под Триумфальной аркой вместе с проспектом Льюиса Компаньоса вновь стало «равниной».
4) Фризы монумента выполнены из искусственного камня на основе портландцемента. Хотя выглядят они как состоящие из натурального камня. Тем не менее арка хорошо переносит испытание временем.
5) Реставрация над Триумфальной аркой проводилась только один раз. Произошло это в 1989 году, то есть спустя 100 лет со дня возведения памятника.
6) На колоннах памятника есть изображения летучих мышей. Казалось бы, на таком монументе они совсем неуместны, но этому есть объяснение. Летучие мыши присутствовали на эмблеме короля Хайме I, во время правления которого Барселона стала всесторонне развиваться.
7) Среди местных жителей есть легенда о том, что вместо Триумфальной арки в Барселоне вполне могла быть построена Эйфелева Башня. Если верить слухам Густав Эйфель изначально вел переговоры по постройке своей всемирно известной башни с властями Барселоны. Но его предложение по возведению «300 вертикальных метров железа» было отклонено, так как в облик столицы Каталонии такое строение не вписывалось.
После этого великий архитектор переключился на Париж, где и была выстроена Эйфелева Башня в честь Всемирной выставки в 1889 году. Однако историками не было найдено каких-либо документальных свидетельств, доказывающих эту легенду. Зато есть сведения, подтверждающие обратное: Эйфель заключил соглашение с властями Парижа 30 марта 1885 года, тогда как место проведения всемирной выставки 1888 года стало известно 18 июня 1885 года, то есть спустя два месяца. Таким образом, все эти байки местных каталонцев не более чем выдумка.
8) Особо торжественно арка выглядит в темное время суток за счет подсветок множества огней.
9) Сегодня известный монумент периодически становится центром организации ярмарок в городе.
Задумка создателей Триумфальной арки в Барселоне воплотилась в реальность: знаменитый монумент представил город гостеприимным, а впоследствии привлек сюда туристов со всего мира.
Добавить комментарий